2008-06-15

Толкование Быт.6:1-5 ("...сыновья Божьи входили к дочерям человеческим и они рождали им...")

\Ответы на вопросы

.
Бытие 6 (по Синодальному переводу):

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стал рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
...
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.



Бытие 6 (по Восстановительному переводу):

1 И когда люди начали умножаться на поверхности земли и у них рождались дочери,
2 Божьи сыновья увидели, что человеческие дочери красивы; и они брали себе жён из всех, которых выбирали.
3 И Иегова сказал: Не будет Мой Дух вечно бороться с человеком, потому что он плоть; будут же его дни сто двадцать лет.
4 Были на земле нефилимы в те дни (а также и после этого), когда сыновья Божьи входили к дочерям человеческим и они рождали им; это те могучие люди, которые испокон веков были знаменитыми людьми.
5 И Иегова увидел, что порочность человека велика на земле и всякое воображение мыслей его сердца - лишь зло всё время.
...
11 И земля была растленна перед Богом, и земля наполнилась насилием.



При чтении этого отрывка Бытия естественно возникает вопрос: "Кто такие сыновья Божьи в этих стихах?". Безусловно, эти стихи представляют собой одну из загадок Библии.

Существует несколько толкований этого места Писаний. Наиболее распространены два из них:

  1. Под "сыновьями Божьими" подразумеваются падшие ангелы.
  2. Под "сыновьями Божьими" подразумеваются сыновья Сифа.
Первое толкование было принято Филоном и многими отцами церкви (Иустин, Иреней, Тертуллиан, Амвросий, Афенагор, Клим.Алекс.), а также ранними иудейскими учителями. Этой же точки зрения придерживается У.Келли.

Второе толкование разделяли Иоанн Златоуст, Ефр.Сирин, бл.Феодорит, Кир.Иерус., Иероним, Августин и другие отцы церкви, а также ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

При изучении этого места Библии я рассмотрел десять изданий, перечисленных ниже:

Новая Женевская учебная Библия (нейтрально представлено три толкования); читать комментарии

Брюссельская Библия (нейтрально представлены два вышеуказанных толкования); читать комментарии

Толковая Библия Лопухина (приведены подробные комментарии; Лопухин подразумевает под "сыновьями Божьими" сыновей Сифа, а под "дочерями человеческими" - дочерей Каина; при этом он, практически, не приводит ссылки на другие стихи Библии для подтверждения своей точки зрения); читать комментарии

Толкование на Библию У.Келли (Келли выражает мысль о том, что "сыновья Божьи" - это падшие ангелы; он не приводит подробных аргументов, но ссылается на Послание Иуды и говорит о чрезвычайности произошедшего в Быт.6); читать комментарии

Библия с примечаниями Скоуфилда (Скоуфилд говорит о том, что "сыновьями Божьими" названы потомки Сифа); читать комментарии

Синопсис книг Библии Дж.Н.Дарби (Дарби ничего не говорит о том, кем являются "сыновья Божьи" в Быт.6);

Толкование на Пятикнижье К.Х.Макинтоша (Макинтош также ничего конкретного о стихах 1-5 не говорит);

Справочник Г.Геллея (нейтрально представлены два вышеуказанных толкования);

Ветхий Завет. Перевод РБО с комментариями М.Г.Селезнева (Селезнев прямо указывает на то, что "сыновья Божьи" являются ангелами); читать комментарии



ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ

В примечании к словам "Божьи сыновья" в стихе 2 говорится: "Божьими сыновьями здесь названы падшие ангелы (ср. Иов.1:6; 2:1; 38:7), присоединившиеся к Сатане в его бунте против Бога (Отк.12:4) и ставшие начальствами и властями в сатанинском царстве тьмы (Мф.12:26; Эф.6:12)" [конец примечания].

Примечание к словам "брали себе жён" в стихе 2: "Во время третьего падения человека некоторые подчиняющиеся Сатане падшие ангелы спускались на землю, приобретали человеческие тела и использовали эти тела, вступая в запрещённый брак с человеческими дочерьми; тем самым они осквернили человеческий род, смешав его с падшими духами. Согласно Иуд.6-7 (см. прим. 1 к ст.6 и прим.1 к ст.7 в этой книге), примеру падших ангелов, совершавших блуд с иной плотью, последовали Содом и Гоморра (19:4-9; Рим.1:27)" [конец примечания].

Примечание к слову "нефилимы" в стихе 4: "Или: "исполины". Слово "нефилимы" означает "падшие". В результате запрещённых браков между падшими ангелами и людьми на свет появились нефилимы, исполины, "могучие люди, которые испокон веков были знаменитыми людьми" (ср. Чис.13:32-33). Бог послал потоп, чтобы уничтожить поколение Ноя, потому что это поколение стало нечистым. Ради того, чтобы исполнить Свой замысел, Бог не мог допустить существования подобного человеческого рода" [конец примечания].


МОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В том, что касается Быт.6:2 и 4, я вполне согласен с толкованием, представленным в Восстановительном переводе Библии. Важная черта этого толкования - связь с другими библейскими стихами. Вот некоторые аргументы, которые являются для меня весьма убедительными.

Во-первых, очевидно, что "Божьими сыновьями" в некоторых местах Ветхого Завета, действительно, назывались ангелы, падшие ангелы: Иов.1:6; 2:1; 38:7.

Во-вторых, в примечаниях Восстановительного перевода содержится ссылка на Иуд.7-8. В этих стихах говорится об ангелах, "которые не сберегли собственного начальства, а покинули собственное жилище" (они сберегаются "в вечных узах под мраком для суда великого дня"), и о жителях Содома и Гоморры, "которые подобно им предались блуду и пошли за иной плотью".

Другими словами в Иуд.7-8 показано, что жители Содома и Гоморры предались блуду и пошли за иной плотью подобно ангелам, которые не сберегли собственного начальства. В примечаниях ВП к этим стихам показана их связь с 6-й главой Бытия.

В-третьих, косвенное подтверждение связи Иуд.7-8 и Быт.6 содержится в 1 Пет.1:19-20: "...Он также пошёл и провозгласил весть духам в тюрьме, которые когда-то не покорились, когда долготерпение Божье ждало в дни Ноя, пока готовился ковчег...". В Быт.6 говорится именно о днях Ноя. Видимо, именно тогда падшие ангелы были заключены для суда.

В-четвертых, Сирийский перевод Ветхого Завета передает "сыны Божьи" как "ангелы", а несколько древних манускриптов также используют понятие "ангелы" вместо слов "сыны Божьи" в Книге Бытия 6:2.

Я не знаю, как падшие духовные существа приобрели человеческие тела, чтобы соединиться с человеческими дочерьми, но, судя по всему, стихи Быт.6:2 и 4 говорят именно об этом. При таком толковании становится более понятным, почему Бог решил прекратить существование человеческого рода во времена Ноя. И, кроме того, становится более понятным, почему Бог решил уничтожить жителей Ханаана во времена овладения доброй землей (ср. Чис.13:33-34).

Возможно, толкование, связанное с ангелами, вызывает вопросы. Но если предположить, что "Божьими сыновьями" в Быт.6 названы сыновья Сифа, то вопросов возникает гораздо больше: На основании чего предполагается, что "дочери человеческие" являются потомками Каина? Почему "дочери человеческие" являются олицетворением чего-то злого и греховного? Почему потомки Сифа считаются "выразителями всего доброго, возвышенного и хорошего", если только Ной обрёл благосклонность в глазах Бога в том поколении? Как такое толкование связано с другими местами Писания? Почему в результате брака сыновей Божьих и дочерей человеческих появились нефилимы? О каком времени говорится в 1 Пет.1:19-20 и Иуд.7-8? Связь 1 Пет.1:19-20, Иуд.7-8 и Быт.6:2 и 4 очевидна.

Подробное объяснение Быт.6:1-5 содержится в Жизнеизучении Бытия, том 2, сообщение 27 (особенно на стр.464-465). С одной стороны, в этом сообщении представлены убедительные аргументы, с другой стороны, брат Ли показывает как Быт.6:1-5 относится к нам, верующим, практически. В этом сообщение также содержится ссылка на книгу Пембера "Ранние века земли", в которой изложены доказательства того, что "сыновья Божьи" в Быт.6 были падшими ангелами.

P.S.: Подробная статья о "сыновьях Божьих" в Быт.6:1-6 С.В.Иванова - здесь.

Комментариев нет: