2008-11-05

"Ученик не выше учителя..."

\Ответы на библейские вопросы

Некоторые люди, скептически воспринимающие Библию, с иронией утверждают, что процитированные выше слова из Нового Завета противоречат истории развития общества, науки, технологии и т.п. Одной из причин такого рода критики является, как правило, то, что эта фраза рассматривается без какой-либо связи с контекстом. Кто сказал эти слова? К кому они были обращены? В каких обстоятельствах и по какому поводу? Какой смысл был вложен в них автором?

Слова "ученик не выше учителя" принадлежат Господу Иисусу и упоминаются в Новом Завете дважды - в Мф.10:24 и Лк.6:40, в разном контексте.

Мф.10:24 Ученик не выше учителя, и раб не выше своего господина.

В стихах 16-33 Господь, посылая своих учеников проповедовать благовестие, предупреждает их о гонениях и говорит о том, как встречать эти гонения. Именно в этом контексте произнесены слова "ученик не выше учителя". Очевидно, что Господь применяет их к Себе и Своим ученикам в связи с гонениями, через которые им предстояло пройти. Здесь не имеются в виду умственные способности, научный потенциал и т.п.

"Судя по контексту, эти слова означают, что в перенесении гонения апостолы Царя не могут оказаться выше Его, потому что Его подвергли самому тяжёлому гонению" (прим.1 к ст.24 ВП).

Лк.6:40 Ученик не выше учителя, но, усовершенствовавшись, всякий будет как его учитель.

В стихах 17-49 Господь учит Своих учеников высшей нравственности (например, "благословляйте тех, кто проклинает вас; молитесь о тех, кто ругает вас" в ст.28, и т.д.). В данном случае, как и в Мф.10:24, тоже не имеются в виду умственные способности, развитие науки и т.п. Слова в Лк.6:40 сказаны в контексте нравственных принципов.

Но даже если понимать слова "ученик не выше учителя" в общем смысле, то ученик, пока он остается учеником, действительно, не выше учителя. Аналогично этому можно сказать, что сотрудник не выше начальника. Что спорного содержится в этих словах, применённых к конкретным обстоятельствам?

Конечно, в общем смысле можно сказать, что ученик, усовершенствовавшись, может стать выше, чем его учитель. Однако, когда речь идёт о нравственности, то это предположение становится не таким безапелляционным (особенно на фоне изменения нравственных принципов в ходе истории). Если же говорить конкретно о Господе Иисусе, то кто превзошёл Его в том, что касается нравственных принципов?



Комментариев нет: