2008-11-08

О границах доброй земли (Быт.15:18 и др.)

\Ответы на библейские вопросы

Впервые о границах доброй земли говорится в Быт.15:18 [ВП]:

"В тот день Иегова заключил с Аврамом завет, сказав:
Твоему семени Я даю эту землю
От Египетской реки до великой реки, реки Евфрата".

Затем это обещание Бог повторяет Моисею (Исх.23:31; Втор.11:24) и Иисусу Навину (Иис.Н.1:3-4). Из указанных стихов следует, что Израилю была обещана земля от Нила и западного побережья Средиземного моря до Евфрата (на территории современного Ирака).

При этом нужно отметить, что Божье обещание о границах доброй земли в Исходе, Второзаконии и Книге Иисуса Навина сопровождалось предупреждением - Божий народ должен был исполнять Божьи требования и содействовать Богу, проявляя инициативу в том, чтобы уничтожить языческие племена (см. Ис.Нав.23:5-7,12-13 и др., а также прим.3 в ВП Исх.23:31). Бог показывал Израилю два пути и два результата. Например, во Втор.11:26-28а [СП] в контексте обещания о территории Израиля (ст.18-32) говорится: "Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего...".

Таким образом, исполнение Божьего обещания об овладении доброй землей напрямую зависело от содействия Божьего народа. Всё повествование Ветхого Завета связано с доброй землей, обещанной Израилю. Во времена отступления от Божьих заповедей народ терял землю, во времена надлежащего служения Господу народ обретал землю и расширял ее пределы. Например, в 3 Цар.4:21 [СП] написано: "Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары, и служили Соломону во все дни жизни его". Этот стих показывает исполнение Божьего обещания, данного в Быт.15:18; Исх.23:31; Втор.11:24 и Иис.Н.1:3-4.

Однако Библия показывает, что в Ветхом Завете обещание о наследовании доброй земли исполняется частично и поэтапно (ср. Иис.Н.1:2; 13:1; 21:43 и др.), но не полностью. Полностью оно будет исполнено в воссоздании Израильского царства, после второго пришествия Христа (Мф.17:11; 19:28; Деян.1:6; 3:21; 15:16). Пророчества об этом времени содержатся в Ис.11:1-10 и 65:18-25.


Стихи о границах доброй земли:

Быт.15:18 [ВП]

"В тот день Иегова заключил с Аврамом завет, сказав:
Твоему семени Я даю эту землю
От Египетской реки до великой реки, реки Евфрата".

Исх.23:31 [ВП]

И Я установлю твои пределы от Красного моря и до Филистимского моря и от пустыни до Реки; ибо Я отдам в вашу руку жителей этой земли и ты изгонишь их от себя.

Втор.11:24-25 (в контексте стихов 22-28) [СП]

24 Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши.
25 Никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет перед вами на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам.

Иис.Н.1:2-6
[СП]

2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я дам им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
5 Никто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей; и как я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужественен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им.


Примечания о наследовании доброй земли (в материальном смысле):

Быт.15:18(1); Исх.23:31(все примечания); Втор.11:24(1); Иис.Н.1:2(1), 3(1); 3 Цар.4:21(1).

Примечания о воссоздании Израильского царства:

Деян.3:21(1); 15:16(1).



Комментариев нет: