2007-09-19

Истина (Библейская энциклопедия Брокгауза)

Тематический справочник: слова и выражения

В Библии нет споров об истине, подобных тем, которые ведут философы. Вопрос Пилата: "Что есть истина?" - сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от истины, которая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в которых отсутствуют противоречия в чисто умозрительном аспекте. Истина в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие "эмэт" означает реальность, которая считается действительной и обязательной, а потому и является истиной. Слову "эмэт" родственно слово "эмуна"; оба они означают также веру и верность, которые, в свою очередь, состоят в тесной связи с милостью, миром и праведностью (справедливость, праведность). В греческом языке Нового Завета понятие истина ("алэтейя"), как и "эмет", означает нечто твердо установленное и действительно существующее; кроме того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соответствующее истине высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божественная реальность. Важнейшая библейская истина - это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Святого Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА = РЕАЛЬНОСТЬ БОГА. Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом - с другой, существует совершенное согласие (2 Кор. 1:20). Бог не может солгать (2 Цар. 7:28; 3 Цар. 17:24; Пс. 18:10; 110:8; 118:86, 151, 160; Мал. 2:6). Свои обетования, как и угрозы, Он обязательно исполняет (Быт. 24:27; Пс. 32:4; 88:3; 91:3; 99:5; 116:2; 118:90; Дан. 4:34; Рим. 15:8). Верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божью истину и верность, в этом - основа его спасения (Пс. 35:6; 39:11; 90:4). Примечательно частое сочетание Божьей истины ("эмэт") с Божьей милостью ("хэсэд"); доверяющий Его истине познает великую милость Господа (Пс. 39:11 и след.; 56:4,11; 60:8; 85:15; 137:2).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную истину и осуществил ее (Ин. 1:14,17). В Иисусе всё Божье спасение и вся Божья истина были явлены нам во плоти (Ин. 8:40; 14:6,9). В Нем исполнена и подтверждена божественная истина всех Божьих обетований спасения (2 Кор. 1:20). В Иисусе истина проявляется прежде всего как светлая, возвышенная, небесная, божественная реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божественному царству истины и света противостоит бесовское царство тьмы и лжи (Лк. 11:17-20; Кол.1:13), связанное с властными сферами этого мира (Еф. 2:2). С особой полнотой понятие истина раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царственный Свидетель божественной истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (Ин. 8:44; 18:36), и Его крестная смерть - это победа истины над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (Лк. 24:25-27). Так истина, явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетованную в Ветхом Завете Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ. Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через "Духа истины" (Ин. 14:17; 1 Ин. 4:6; 5:6), Который наставляет верующих во всякой истине (Ин. 16:13). Своим введением во всякую истину, т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в которых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Святой Дух, как Дух истины, может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет "хуление Святого Духа" такой виной, которой нет прощения (Мф. 12:31, 32; Мк. 3:29; Лк. 12:10; ср. Евр. 10:29), ибо она представляет собой полное отречение от истины и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ. Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его "истиной" (Рим.1:18), "истиной Христовой" (2 Кор. 11:10), "словом истины" (2 Кор. 6:7; Еф. 1:13; Кол. 1:5; 2 Тим. 2:15), "истиной Евангельской" (Гал. 2:14), "всякой истиной" (Ин. 16:13). Слово Божье есть истина. Мысль о том, что Евангелие является истиной во всей полноте, закреплена, кроме того, в следующих выражениях: "покориться истине" (Гал. 5:7); "верить истине" (2 Фес. 2:12); "через веру истине" (ст. 13); "ходить в истине" (2 Ин. 4; 3 Ин. 3 и след.); "препоясать чресла истиною" (Еф. 6:14); "освяти их истиною Твоею" (Ин. 17:17). Из этого следует, что истина в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (Еф. 4:24 и след.). Поэтому противоположностью истины является "неправда" (1 Кор. 13:6; ср. Рим.1:18), кто упорствует в неправде, тот не покоряется истине (Рим. 2:8), соответственно в Иак. 5:19 говорится об уклонении от истины, а в 2 Тим. 3:8 о том, что люди противятся истине. Божья истина проявляется только там, где есть люди "от истины" (Ин. 18:37), т.е. там, где человек добровольно открывается истине и признает ее. Таким образом, "познать истину" (1 Тим. 4:3; Тит. 1:1) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (Ин. 3:21; 2 Тим. 2:25 и след.). Живущий в грехе не может прийти к познанию истины, даже если он "всегда учится" (2 Тим. 3:6-8). Даже тот, кто воспринял истину веры как дар Божий, должен "ходить в истине" (Гал. 2:5; 3 Ин. 3), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (Евр.10:26). Но утвердившийся в истине Евангелия познает, что истина становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки истине (2 Кор. 13:8), и она приносит праведность и святость (Ин. 17:17; Еф. 4:23 и след.), делает человека свободным (Ин.8:32) и честным в послушании истине, а в результате этого - способным к нелицемерному братолюбию (1 Пет. 1:22; ср. 2 Ин. 1; 3 Ин. 1). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь "в истине" (3 Ин.4; ср. Гал. 2:14; 2 Пет. 2:2), которая освобождает верующего от всякой показной праведности (1 Ин. 2:21; 3:18) и наделяет его способностью поклоняться Богу (Ин. 4:23 и след.) и служить (Еф. 6:14) в Церкви, которая есть утверждение истины (1 Тим. 3:15).

V. ИСТИНА = ПРАВДИВОСТЬ. Наряду с истолкованием центрального библейского понятия истины как истины Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. Истина означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (Ин. 8:17; 1 Кор. 5:8; 2 Кор. 7:14), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действительности (Руфь 3:12; 4 Цар. 19:17; Притч.8:7; Мк. 5:33; Рим.9:1; Еф. 4:25; Тит. 1:13).


Комментариев нет: