2009-06-12

Система отсчёта времени

Тематический справочник: слова и выражения

Еврейская система отсчёта времени

В Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки и в Деяниях используется еврейская система отсчета времени (Мф.20:3, прим.1), согласно которой сутки начинаются с шести часов вечера. При этом суточное время делится на две части: первая часть начинается в шесть часов вечера, вторая - в шесть часов утра (ср. Быт.1:5 "...И настал вечер, и настало утро - один день", а также Деян. 26:7; Лк. 2:37 и 1 Тим. 5:5).

В еврейской системе отсчета:

"третий час" - это девять часов утра (Мф. 20:3; Мк. 15:25; Деян. 2:15);

"шестой час" - это полдень (Мф. 20:5; 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44; Деян. 10:9);

"девятый час" - это три часа дня (Мф. 20:5; 27:45-46; Мк. 15:33-34; Деян. 3:1; 10:3,30);

"одиннадцатый час" - это пять часов вечера (Мф. 20:6);

"третий час ночи" - это девять часов вечера (Деян. 23:23).

Выражение "когда наступил вечер" (Мф. 20:6) указывает на время около шести часов вечера, а выражение "рано утром" (Мф.20:1) может означать время около шести часов утра или с трёх до шести утра.

В стихе Мф. 28:1 ("А в конце субботы, на рассвете перед первым днём недели...") слово "день" указывает не на сутки, а на дневную часть суток согласно еврейской системе отсчета времени. Если бы выражение "перед первым днём недели" указывало на окончание суток седьмого дня недели, то это должен был быть вечер, но в Мф. 28:1 говорится о рассвете. В русском языке слово "день" тоже может указывать либо на сутки, либо на дневную часть суток.

Сказанное выше подтверждается Ин. 11:9: "Иисус ответил: Разве не двенадцать часов в дне? Если кто-нибудь ходит днём, то не спотыкается, потому что видит свет этого мира".


Римская система отсчёта времени

Римская система отсчета времени используется в Евангелии от Иоанна (Ин.1:39, прим.1). Согласно римской системе сутки начинаются в полночь, а часы отсчитываются либо с полуночи, либо с полудня. Таким образом,

"шестой час" - это шесть часов утра (Ин. 19:14) или шесть часов вечера (Ин.4:6);

"седьмой час" - это семь часов вечера (Ин. 4:52);

"десятый час" - это десять часов утра (Ин. 1:39).

"А в первый день недели Мария Магдалина приходит к гробнице рано, когда было ещё темно..." (Ин. 20:1). Очевидно, это было время четвёртой стражи. Согласно римской системе первый день недели начался в полночь, согласно иудейской - вечером предыдущего дня.


Стражи

Кроме термина "час" для указания времени в Новом Завете испольуется слово "стража". В прим.1 к Мф. 14:25 говорится: "У римской охраны было четыре ночных стражи, по три часа каждая, от заката до восхода. Первая стража называлась вечерней, вторая - полуночной, третья - стражей пения петухов, а четвёртая - утренней (Мк. 13:35). Четвертая стража длилась, вероятно, с трёх до шести часов утра". См. Мк. 13:35 - "Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда приходит Хозяин дома: то ли вечером, то ли в полночь, то ли в пение петухов, то ли утром".

О второй и третьей страже говорится в Лк. 12:37 "Блаженны те рабы, которых господин, придя, найдёт бодрствующими... (38) И если во вторую, и если в третью стражу он придёт и найдёт их так, блаженны те рабы". О четвертой страже ночи говорится в Мк. 6:48 и Мф. 14:25 (см. прим.1).

Выражение "раннее утро" в Ин. 18:28, очевидно, соответствует четвёртой страже - с трёх до шести часов утра (прим. 2). Это одно из подтверждений того, что "шестой час" в Ин. 19:14 соответствует шести часам утра по римской системе.


Последовательность событий

Прим. 2 к Мк. 14:12: "В календаре у иудеев, который соответствовал их Писанию, сутки начинались с вечера (Быт.1:5). Вечером последнего дня Пасхи Спаситель-Раб сначала съел пасхальное угощение со Своими учениками и учредил для них Свою вечерю (ст.12-25); затем Он пошёл с учениками на Элеонскую гору (ст. 26-42). Там Его схватили и отвели к первосвященнику, где поздно ночью Его судил синедрион (ст. 43-72). Утром тех же суток Он был передан Пилату, который судил Его и приговорил к смерти (15:1-15). Затем Его привели на Голгофу и в девять часов утра распяли на кресте, на котором Он пробыл до трёх часов дня (15:16-41), во исполнение прообраза Пасхи (Исх. 12:6-11; см. прим.1 в Мк. 12:37)".

Прим. 1 к Мф. 27:45: "...Распятие Господа продолжалось с третьего часа, т.е. с девяти часов утра (Мк. 15:25), до девятого часа, т.е. до трёх часов дня. Он страдал на кресте в течение шести часов...".


Другие источники

Детальное описание системы отсчета времени приведено в Библейском словаре Нюстрема (статья "День" на стр. 101-102).

В Толковой Библии Лопухина содержится подробный комментарий к Мф. 20:3 и Ин. 19:14. В комментариях к Мф. 20:3 Лопухин делает краткий обзор отсчета времени в Ветхом Завете и в Новом Завете. В комментариях к Ин. 19:14 он говорит о том, что Иоанн в своём Евангелии указывает время согласно иудейской системе, но такая точка зрения, основанная на предположениях, противоречит фактам, записанным в других Евангелиях.



Комментариев нет: